Детское ожирение статистика в мире
Содержание статьи
Детское и подростковое ожирение: какие страны оказались лидерами этой вредной тенденции
Уровень детского ожирения во всем мире продолжает расти. Всемирная организация здравоохранения называет эту проблему одной из самых серьезных в 21-м веке. Тем не менее ее распространенность варьируется в зависимости от страны. Оказалось, что самые высокие показатели ожирения среди детей в возрасте от 5 до 19 лет имеют островные государства в Тихом океане, такие как Науру и Острова Кука. А вот самые низкие показатели приходятся на Эфиопию и Буркина-Фасо.
Рост показателей ожирения среди детей
Хотя в мире до сих пор больше детей с недостаточной массой тела, чем с ожирением, но это, скорее всего, скоро изменится. Такое мнение высказал Тьяго Баррейра, доцент кафедры естественных наук в Сиракузском университете в Нью-Йорке, изучавший вопрос детского ожирения в глобальных масштабах. Ожидается, что распространенность детского и подросткового ожирения к 2022 году превзойдет распространенность умеренного и тяжелого недостатка массы тела, согласно результатам исследования, опубликованного в журнале The Lancet в 2017 году.
По оценкам исследователей, в 1975 году количество страдающих от ожирения детей в возрасте от 5 до 19 лет достигало 11 миллионов, и это число увеличилось до 124 миллионов в 2016 году.
Количество детей с ожирением или избыточным весом в возрасте 5 лет и младше выросло, согласно данным ВОЗ, с 32 миллионов в 1990 году до 41 миллиона в 2016-м. Если эти тенденции сохранятся, к 2025 году число детей с избыточным весом или ожирением в этой возрастной группе может возрасти до 70 миллионов.
Мировая статистика
По словам Хуаны Виллумсен, эксперта из Департамента ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний, самая высокая распространенность ожирения среди детей в возрасте от 5 до 9 лет – на островах Тихого океана. Здесь от лишнего веса страдают около 30 % мальчиков и девочек.
По данным ВОЗ, среди детей в возрасте от 5 до 9 лет самый высокий уровень ожирения в Науру составил 36,3 % в 2016 году. Согласно этим данным за 2016 год, за Науру следуют Острова Кука (36,1 %), Палау (35,5 %), Ниуэ (33,3 %), Маршалловы острова (31,2 %), Тувалу (31,1 %), Тонга (30,2 %), Кирибати (27,5 %), Микронезия (25,2 %) и Самоа (24,9 %).
Среди детей от 10 до 19 лет Науру по-прежнему имеет самый высокий уровень ожирения – 31,7 %, за ним следуют острова Кука – 30,3 %, Палау – 29,4 %, Ниуэ – 27,6 %, Тувалу – 25,3 %, Тонга – 24,9 % и Маршалловы острова – 24,4 % (по данным ВОЗ за 2016 год).
«Однако это маленькие страны, — говорит Виллумсен. — Следующим по количеству детей с проблемой ожирения является Кувейт». По данным ВОЗ за 2016 год в этой ближневосточной стране уровень ожирения составляет 23,1 % среди детей 5-9 лет и 22,8 % среди детей 10-19 лет.
С другой стороны, в ряде стран распространенность детского ожирения среди мальчиков составляет менее 1 %. Это Уганда и Руанда (мальчики в возрасте от 5 до 9 лет), а также Нигерия, Буркина-Фасо и Эфиопия (мальчики в возрасте от 10 до 19 лет), по данным ВОЗ за 2016 год.
По словам Виллумсен, в некоторых странах уровень детского ожирения ниже 2 % для девочек, в том числе в Камбодже и Буркина-Фасо в возрасте от 5 до 19 лет, согласно данным 2016 года.
США и Европа
В Соединенных Штатах распространенность детского ожирения составила 18,5 %. В 2015 и 2016 годах, по данным Центров США по контролю и профилактике заболеваний проблема затронула около 13,7 миллионов детей и подростков.
По всей Европе, по-видимому, наблюдаются аналогичные показатели распространенности детского ожирения. Доклад ВОЗ в прошлом году показал, что из 34 стран Европейского региона, Кипр, Греция, Италия, Мальта, Сан-Марино и Испания имели самые высокие показатели детского ожирения. В этих странах примерно каждый пятый мальчик страдал ожирением, а те же показатели среди девочек были лишь немного ниже.
По данным ВОЗ, среди стран с самыми низкими показателями ожирения были Дания, Франция, Ирландия, Латвия и Норвегия: от 5 до 9 % среди мальчиков и девочек. Эти выводы были основаны на данных за 2015-2017 годы среди детей в возрасте от 6 до 9 лет.
Как определить, есть ли ожирение у ребенка
Ожирение определяется индексом массы тела или ИМТ, который является мерой взаимосвязи между весом и ростом. Большинство групп здравоохранения, включая ВОЗ, пришли к соглашению, что ИМТ выше 30 свидетельствует об ожирении у взрослых.
Тем не менее у детей выявление и измерение ожирения может быть затруднено, так как их ИМТ резко меняется по мере их роста, от которого зависят стандарты в отношении этих измерений.
«Определение ожирения для детей не является универсальным, как для взрослых», — говорит Баррейра. Кроме того, глобальные данные немного проблематичны, поскольку методы их сбора и анализа различаются. Таким образом, информация может отличаться в зависимости от того, кто ее получает. Для детей – в зависимости от того, кто сообщает – у Всемирной организации здравоохранения есть стандарт, но у Центров по контролю и профилактике заболеваний США стандарт другой, поэтому показатели ожирения варьируются.
В США, к примеру, детское ожирение определяется как наличие индекса массы тела на уровне или выше 95 % возрастной группы ребенка в диаграмме роста для конкретного пола. Между тем ВОЗ определяет детское ожирение в соответствии с эталонным показателем роста ВОЗ для детей и подростков школьного возраста, поэтому ИМТ, который на два стандартных отклонения выше среднего для возрастной группы и пола ребенка, будет считаться признаком ожирения.
Факторы риска
В целом большинство групп здравоохранения согласны с тем, что существует несколько факторов риска для развития детского ожирения, в том числе употребление в пищу высококалорийных продуктов и напитков; недостаток упражнений; сидячий образ жизни, к примеру, перед телевизором или компьютером; использование лекарств; недостаток сна и снижение его качества.
ВОЗ отметила, что «замена традиционных продуктов питания импортными, обработанными продуктами способствовала высокой распространенности ожирения и связанных с этим проблем со здоровьем на островах Тихого океана». По словам Баррейры, место, где живет ребенок, может влиять на некоторые из этих факторов риска, но в целом связь между ними и ожирением хорошо известна.
Малоподвижный образ жизни
Что касается упражнений, исследование, опубликованное в журнале «Ожирение» в 2017 году, показало, что в 12 странах – Австралии, Бразилии, Канаде, Китае, Колумбии, Финляндии, Индии, Кении, Португалии, Южной Африке, Великобритании и Соединенных Штатах – физическая активность была более сильным предиктором детского ожирения, чем вес ребенка при рождении.
Главное, что обнаружили ученые, это взаимосвязь между уровнем физической активности – особенно от умеренной до активной – и ожирением во всех странах. Так что эта взаимосвязь существует везде.
А вы следите за весом своего ребенка? Или же верите, что главное, чтобы он не был голодным? Есть ли конфликт по этому вопросу между родителями и старшим поколением (бабушками и дедушками)? Либо же ваш ребенок сам решает, чем и когда ему подкрепиться? Поделитесь своим опытом с нами в комментариях.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Источник
Детское ожирение. Только факты | ЯрМалыш
Всё большей проблемой в последнее время становится ожирение у детей. Она охватила все страны мира, негативно влияет на общее здоровье подрастающего поколения сейчас и грозит ещё более серьёзными проблемами в ближайшем будущем.
Общепризнанным стандартом определения нормы веса является определение индекса массы тела (ИМТ). Чтобы рассчитать его, следует разделить массу тела в килограммах на квадрат роста в метрах. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает вес избыточным при ИМТ от 25. Об ожирении говорят, когда ИМТ достигает 30 единиц.
Для детей до пяти лет этот метод не подходит, поэтому для них ВОЗ разработала отдельные нормы соответствия возраста и роста весу. Подобные же стандарты существуют и для возраста от 5 до 19 лет.
Статистика детского ожирения
В России от 15 до 20% детей и подростков излишне упитаны, а еще 5-10% страдают от ожирения. Эта картина соответствует общим показаниям по Европе, где случаи ожирения у детей выросли в три раза по сравнению с 1980-ми годами.
В группе риска – ученики начальной школы, которые, предоставленные сами себе и имеющие карманные деньги, зачастую переходят на нездоровую пищу.
Но и доля дошкольников с ожирением растёт. За последние 20 лет их число в мире увеличилось на 60 процентов.
Более чем у 50% малышей с лишними килограммами ожирение диагностируется до двух лет, а к пяти годам этот диагноз ставят уже 90% толстячков.
Каждый год, в течение которого ребёнок «носит» на себе лишние килограммы, увеличивает его шанс вырасти толстым.
ВОЗ прогнозирует увеличение веса у следующего поколения и одновременно снижение физической активности.
Ранее считалось, что избыточный вес и ожирение являются проблемами только в странах с высоким уровнем дохода. Но на сегодняшний день 81% детей с лишним весом живут в развивающихся странах. Хотя доля детей с ожирением в общем числе жителей развитых стран выше (11,7% против 6,1%).
Многие родители не осознают или не беспокоятся по поводу того, что их дети страдают ожирением.
Причины ожирения у детей
Перекармливание является одной из основных причин развития ожирения. При этом возраст ребёнка не имеет значения.
Ежедневный перебор нормы калорий всего на 1% за год прибавит ребёнку несколько лишних килограммов.
Доля детей с ожирением выше среди тех, кто был вскормлен искусственно. Скорее всего, это связано с перекармливанием.
Высокие дети (кроме тех, чьи родители отличаются высоким ростом) в 2,5 раза чаще страдают избыточным весом и ожирением, когда вырастают. Предположительно, это связано с более ранним половым созреванием рослых деток, которое может привести в будущем к полноте. Особенно последнее утверждение касается девочек..
У дошкольников, которые принимают пищу вместе со взрослыми, достаточно спят и ограничивают время просмотра телевизора, в два раза реже развивается ожирение по сравнению с детьми, которые не придерживаются распорядка дня.
Длительное недосыпание в младшем возрасте прямо влияет на увеличение веса. Каждый лишний час сна уменьшает индекс массы тела до 61%.
Лишний вес обнаруживается у 40,3% детей, не занятых в спортивных секциях, и у 21% ребят, живущих в районе, далеко расположенном от парка.
Вероятность иметь избыточный вес или ожирение возрастает на 41%, если у ребёнка в комнате есть телевизор, или же в случае, если он смотрит телевизор больше двух часов в день. Эта зависимость более заметна у девочек, так как они меньше занимаются физическими упражнениями, чем мальчики.
Предрасположенность к ожирению характерна для детей, чьи матери курили во время беременности. Развивающееся из-за никотина подавление рефлекса насыщения приводит к перееданию и, как результат, – к ожирению.
Диабет у матери во время беременности провоцирует развитие избыточного веса у ребёнка.
Наличие четырёх друзей с ожирением вдвое увеличивает риск набрать лишние килограммы. Ожирение всего одного человека увеличивает шанс того, что у его друзей и родственников также будет лишний вес.
Влияние семьи
Наибольшее число детей с избыточным весом (44,8%) проживает в семьях, находящихся за чертой бедности. А также лишний вес и ожирение возникают у 25% детей, воспитываемых одинокой матерью.
Дети толстых родителей находятся под повышенной угрозой развития ожирения. Мамы, не придерживающиеся принципов здорового питания, передают детям собственные проблемы с метаболизмом. А вот рождённые от полных пап не отличаются по весу от тех, чьи отцы не имеют лишних килограммов. Однако у таких детей чаще и быстрее развиваются проблемы с выработкой инсулина, что впоследствии приводит к сахарному диабету.
По статистике, в семьях с высоким доходом ожирение и избыточный вес встречаются намного реже, так как они более образованы, прислушиваются к рекомендациям врачей и имеют больше возможностей для покупки качественных и разнообразных продуктов.
Последствия ожирения
Проблемы со здоровьем могут появиться даже при незначительном избыточном весе. Негативное влияние лишних килограммов тем сильнее, чем больше вес и чем раньше появился избыток веса.
Дети с ожирением относятся к часто болеющим. С младенческого возраста их часто одолевают простуды.
Лишний вес ребёнка провоцирует развитие у взрослого болезней сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь, инсульт), инсулинозависимого диабета, некоторых видов артрита и раковых заболеваний. Они становятся причинами преждевременной смерти и инвалидности.
Из-за большой массы тела полные дети чаще падают и при этом наносят себе более серьёзные травмы.
Дети, которым поставлен диагноз ожирение, чаще впадают в стресс и депрессию, испытывают чувство стыда и имеют пониженное чувство собственного достоинства. Они чаще подвергаются нападкам сверстников и в то же время чаще сами агрессивно ведут себя с одноклассниками.
У пухлых детей часто возникают проблемы со сном. Недосыпание влияет на дневную активность ребёнка и его настроение.
Дети с ожирением и лишними килограммами остаются в классе на второй год в два раза чаще, чем ребята с нормальным весом.
Источник
æèðåíèå ñðåäè äåòåé
Çèìíèå Ìåæäóíàðîäíûå ñïîðòèâíûå èãðû «Äåòè Àçèè»
Îäíîé èç ñàìûõ ñåðüåçíûõ ïðîáëåì, ñòîÿùèõ ïåðåä îáùåñòâåííûì çäðàâîîõðàíåíèåì â 21-ì âåêå, ÿâëÿåòñÿ îæèðåíèå ñðåäè äåòåé. Ýòî ãëîáàëüíàÿ ïðîáëåìà âñå øèðå îõâàòûâàåò ñòðàíû ñ íèçêèì è ñðåäíèì óðîâíåì äîõîäà, îñîáåííî èõ ãîðîäñêèå ðàéîíû. Òåìïû ïîâûøåíèÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòè îæèðåíèÿ âûçûâàþò áåñïîêîéñòâî. Ïî îöåíêàì, â 2010 ãîäó ÷èñëî äåòåé ñ èçëèøíèì âåñîì â ìèðå ïðåâûøàåò 42 ìèëëèîíà. Îêîëî 35 ìèëëèîíîâ èç íèõ æèâóò â ðàçâèâàþùèõñÿ ñòðàíàõ.
Äåòè ñ èçáûòî÷íûì âåñîì è îæèðåíèåì ñêëîííû ê îæèðåíèþ â çðåëîì âîçðàñòå, è ó íèõ ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ â áîëåå ìîëîäîì âîçðàñòå ïîÿâÿòñÿ òàêèå íåèíôåêöèîííûå áîëåçíè, êàê äèàáåò è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå çàáîëåâàíèÿ. Èçáûòî÷íûé âåñ è îæèðåíèå, à òàêæå ñâÿçàííûå ñ íèìè áîëåçíè, â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ïðåäîòâðàòèìû. Ïîýòîìó, ïðîôèëàêòèêå îæèðåíèÿ äåòåé íåîáõîäèìî óäåëÿòü ïåðâîî÷åðåäíîå âíèìàíèå.
×òî òàêîå èçáûòî÷íûé âåñ è îæèðåíèå?
Èçáûòî÷íûé âåñ è îæèðåíèå îïðåäåëÿþòñÿ êàê «ïàòîëîãè÷åñêîå èëè èçáûòî÷íîå íàêîïëåíèå æèðà, ïðåäñòàâëÿþùåå ðèñê äëÿ çäîðîâüÿ».
Èçìåðåíèå èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ
Ðàçðàáîòàòü êàêîé-ëèáî îäèí ïðîñòîé ïîêàçàòåëü äëÿ èçìåðåíèÿ èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ ñëîæíî, ïîòîìó ÷òî ïî ìåðå ðîñòà â èõ îðãàíèçìå ïðîèñõîäèò ðÿä ôèçèîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé. Ñóùåñòâóþò ðàçíûå ìåòîäû äëÿ èçìåðåíèÿ çäîðîâîãî âåñà òåëà â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà:
Äëÿ äåòåé â âîçðàñòå äî 5 ëåò
Âûïóùåííûå â àïðåëå 2006 ãîäó «Ñòàíäàðòíûå ïîêàçàòåëè ÂÎÇ â îáëàñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà» ñîäåðæàò êðèòåðèè äëÿ èçìåðåíèÿ èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ äåòåé ãðóäíîãî è ðàííåãî âîçðàñòà äî 5 ëåò.
Íîðìû ðîñòà äåòåé
ÂÎÇ ðàçðàáîòàëà «Ñïðàâî÷íûå äàííûå ïî ðàçâèòèþ» äåòåé è ìîëîäûõ ëþäåé â âîçðàñòå 5-19 ëåò. Îíè îñíîâàíû íà ñïðàâî÷íûõ ïîêàçàòåëÿõ Íàöèîíàëüíîãî öåíòðà ìåäèêî-ñàíèòàðíîé ñòàòèñòèêè (ÍÖÌÑ)/ÂÎÇ è èñïîëüçóþò ïåðâîíà÷àëüíûé êîìïëåêò äàííûõ ÍÖÌÑ, äîïîëíåííûé äàííûìè èç «Ñòàíäàðòíûõ ïîêàçàòåëåé ÂÎÇ â îáëàñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà» äëÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà äî 5 ëåò.
Íàèáîëåå øèðîêî èñïîëüçóåìûé êðèòåðèé äëÿ èçìåðåíèÿ èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ ÿâëÿåòñÿ Èíäåêñ ìàññû òåëà (ÈÌÒ) — ïðîñòîé ïîêàçàòåëü äëÿ êëàññèôèêàöèè èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ ñðåäè ïîïóëÿöèé è îòäåëüíûõ âçðîñëûõ ëþäåé. Îí îïðåäåëÿåòñÿ êàê ðåçóëüòàò äåëåíèÿ ïîêàçàòåëÿ âåñà â êèëîãðàììàõ íà ïîêàçàòåëü ðîñòà â ìåòðàõ, âîçâåäåííûé â êâàäðàò (êã/ì2).
ÈÌÒ ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ îáîèõ ïîëîâ è âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï âçðîñëûõ ëþäåé. Îäíàêî åãî ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê îðèåíòèðîâî÷íîå ðóêîâîäñòâî, òàê êàê îí ìîæåò íå ñîîòâåòñòâîâàòü îäèíàêîâîìó ïðîöåíòíîìó ñîäåðæàíèþ æèðà ó ðàçíûõ ëþäåé. ÈÌÒ íåëüçÿ ïðèìåíÿòü ïî îòíîøåíèþ ê äåòÿì.
Ïî÷åìó èçáûòî÷íûé âåñ è îæèðåíèå ó äåòåé âûçûâàþò áåñïîêîéñòâî?
Îæèðåíèå ó äåòåé ñâÿçàíî ñ ïîâûøåííîé âåðîÿòíîñòüþ ïðåæäåâðåìåííîé ñìåðòè è èíâàëèäíîñòè â çðåëîì âîçðàñòå.
Äåòè ñ èçáûòî÷íûì âåñîì è îæèðåíèåì ñêëîííû ê îæèðåíèþ â çðåëîì âîçðàñòå, è ó íèõ ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ â áîëåå ìîëîäîì âîçðàñòå ïîÿâÿòñÿ òàêèå íåèíôåêöèîííûå áîëåçíè (ÍÈÁ), êàê äèàáåò è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå çàáîëåâàíèÿ.
Ðèñê ðàçâèòèÿ áîëüøèíñòâà ÍÈÁ, ñâÿçàííûõ ñ îæèðåíèåì, çàâèñèò îò÷àñòè îò âîçðàñòà, â êîòîðîì ïîÿâèëîñü îæèðåíèå, è îò òîãî, êàê äîëãî ÷åëîâåê ñòðàäàåò îò îæèðåíèÿ. Äåòè è ïîäðîñòêè ñ îæèðåíèåì ñòðàäàþò êàê îò íåäîëãèõ, òàê è îò äëèòåëüíûõ ïîñëåäñòâèé äëÿ çäîðîâüÿ.
Ñðåäè ñàìûõ çíà÷èòåëüíûõ ïîñëåäñòâèé èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ íà çäîðîâüå äåòåé, êîòîðûå ÷àñòî ñòàíîâÿòñÿ î÷åâèäíûìè òîëüêî â çðåëîì âîçðàñòå, ìîæíî óêàçàòü ñëåäóþùèå:
— ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå çàáîëåâàíèÿ (â îñíîâíîì, áîëåçíè ñåðäöà è èíñóëüò);
— äèàáåò;
— ìûøå÷íî-ñêåëåòíûå íàðóøåíèÿ, îñîáåííî îñòåîàðòðèò;
— íåêîòîðûå âèäû ðàêà (ðàê ýíäîìåòðèè, ìîëî÷íîé æåëåçû è òîëñòîé êèøêè).
Åæåãîäíî â ðåçóëüòàòå èçáûòî÷íîãî âåñà èëè îæèðåíèÿ óìèðàåò, ïî ìåíüøåé ìåðå, 2,6 ìèëëèîíà ÷åëîâåê.
Äâîéíîå áðåìÿ: ñåðüåçíûé ðèñê
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ìíîãèå ñòðàíû ñ íèçêèì è ñðåäíèì óðîâíåì äîõîäà íåñóò «äâîéíîå áðåìÿ» áîëåçíåé: â òî âðåìÿ êàê îíè ïðîäîëæàþò áîðîòüñÿ ñ èíôåêöèîííûìè áîëåçíÿìè è íåäîñòàòî÷íîñòüþ ïèòàíèÿ, îíè ñòàëêèâàþòñÿ ñ áûñòðûì ðîñòîì ôàêòîðîâ ðèñêà ðàçâèòèÿ ÍÈÁ, òàêèõ êàê îæèðåíèå è èçáûòî÷íûé âåñ, îñîáåííî â ãîðîäñêèõ ðàéîíàõ.  ýòèõ óñëîâèÿõ íå ðåäêèì ÿâëÿåòñÿ ñîñåäñòâî íåäîñòàòî÷íîñòè ïèòàíèÿ è îæèðåíèÿ â ïðåäåëàõ îäíîé ñòðàíû, îäíîãî ñîîáùåñòâà è äàæå îäíîé ñåìüè.
Ïðè÷èíîé òàêîãî äâîéíîãî áðåìåíè ÿâëÿåòñÿ íåïðàâèëüíîå ïèòàíèå ìàòåðè âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè è ðåáåíêà â ãðóäíîì âîçðàñòå è ïîñëåäóþùèå ãîäû, óñóãóáëÿåìîå ïîòðåáëåíèåì âûñîêîêàëîðèéíûõ ïðîäóêòîâ ñ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì æèðîâ è íèçêèì ñîäåðæàíèåì ïèòàòåëüíûõ ìèêðîýëåìåíòîâ ïðè íåäîñòàòî÷íîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè ïî ìåðå äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ îæèðåíèÿ ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ
Îñíîâîïîëàãàþùåé ïðè÷èíîé èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ äåòåé ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå ýíåðãåòè÷åñêîãî ðàâíîâåñèÿ ìåæäó ïîòðåáëÿåìûìè è ðàñõîäóåìûìè êàëîðèÿìè.
Ãëîáàëüíûé ðîñò ìàñøòàáîâ èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ ó äåòåé âûçâàí ðÿäîì ôàêòîðîâ, ñðåäè êîòîðûõ:
— Ãëîáàëüíûé ñäâèã ïèòàíèÿ â ñòîðîíó ïîâûøåííîãî ïîòðåáëåíèÿ âûñîêîêàëîðèéíûõ ïðîäóêòîâ ñ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì æèðîâ è ñàõàðîâ è íèçêèì ñîäåðæàíèåì âèòàìèíîâ, ìèíåðàëîâ è äðóãèõ çäîðîâûõ ïèòàòåëüíûõ ìèêðîýëåìåíòîâ;
— Òåíäåíöèÿ ê ñíèæåíèþ óðîâíåé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè â ðåçóëüòàòå âñå áîëåå øèðîêîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ ñèäÿ÷èõ ôîðì îòäûõà è ðàçâëå÷åíèé, èçìåíåíèÿ ñïîñîáîâ ïåðåäâèæåíèÿ è âîçðàñòàþùåé óðáàíèçàöèè.
Ñîöèàëüíûå ïðè÷èíû ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé
ÂÎÇ ïðèçíàåò, ÷òî âñå áîëåå øèðîêàÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòü îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé âûçâàíà èçìåíåíèÿìè â îáùåñòâå. Îæèðåíèå ó äåòåé, ãëàâíûì îáðàçîì, âûçâàíî íåçäîðîâûì ïèòàíèåì è íèçêèìè óðîâíÿìè ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè. Íî ýòà ïðîáëåìà ñâÿçàíà íå òîëüêî ñ ïîâåäåíèåì äåòåé, íî òàêæå, è âñå â áîëüøåé ñòåïåíè, ñ ñîöèàëüíûì è ýêîíîìè÷åñêèì ðàçâèòèåì è ïîëèòèêîé â îáëàñòè ñåëüñêîãî õîçÿéñòâà, òðàíñïîðòà, ãîðîäñêîãî ïëàíèðîâàíèÿ, îêðóæàþùåé ñðåäû, ïðîèçâîäñòâà, ðàñïðåäåëåíèÿ è ñáûòà ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ, à òàêæå îáðàçîâàíèÿ.
Ýòî ñîöèàëüíàÿ ïðîáëåìà, è, ïîýòîìó, äëÿ åå ðåøåíèÿ íåîáõîäèì ìíîãîñåêòîðàëüíûé, ìíîãîäèñöèïëèíàðíûé ïîäõîä íà óðîâíå ïîïóëÿöèé, ó÷èòûâàþùèé îñîáåííîñòè êóëüòóðû.
 îòëè÷èå îò áîëüøèíñòâà âçðîñëûõ ëþäåé äåòè è ïîäðîñòêè íå ìîãóò âûáèðàòü îêðóæàþùóþ ñðåäó, â êîòîðîé îíè æèâóò, èëè ïðîäóêòû ïèòàíèÿ, êîòîðûå îíè ïîòðåáëÿþò. Ê òîìó æå, îíè ëèøü â îãðàíè÷åííîé ñòåïåíè ñïîñîáíû ïîíèìàòü äëèòåëüíûå ïîñëåäñòâèÿ ñâîåãî ïîâåäåíèÿ. Ïîýòîìó, â áîðüáå ñ ýïèäåìèåé îæèðåíèÿ èì íåîáõîäèìî óäåëÿòü îñîáîå âíèìàíèå.
Êàê ìîæíî áîðîòüñÿ ïðîòèâ ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé?
Èçáûòî÷íûé âåñ è îæèðåíèå, à òàêæå ñâÿçàííûå ñ íèìè íåèíôåêöèîííûå áîëåçíè, â çíà÷èòåëüíîé ìåðå, ïðåäîòâðàòèìû.
Ïðîôèëàêòèêà ñ÷èòàåòñÿ ñàìûì öåëåñîîáðàçíûì ñïîñîáîì ñäåðæèâàíèÿ ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé, òàê êàê íûíåøíèå ìåòîäèêè ëå÷åíèÿ, â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè, íàïðàâëåíû ñêîðåå íà óñòàíîâëåíèå êîíòðîëÿ íàä ïðîáëåìîé, à íå íà èñöåëåíèå. Öåëüþ áîðüáû ïðîòèâ ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé ÿâëÿåòñÿ äîñòèæåíèå ïðàâèëüíîãî ýíåðãåòè÷åñêîãî îáìåíà, êîòîðûé ìîæíî ïîääåðæèâàòü íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè.
Îáùèå ðåêîìåíäàöèè:
— ïîâûñèòü ïîòðåáëåíèå ôðóêòîâ è îâîùåé, à òàêæå áîáîâûõ, öåëüíîãî çåðíà è îðåõîâ;
— îãðàíè÷èòü ïîòðåáëåíèå ýíåðãèè èç âñåõ âèäîâ æèðîâ è ïåðåéòè îò ïîòðåáëåíèÿ íàñûùåííûõ æèðîâ ê ïîòðåáëåíèþ íåíàñûùåííûõ æèðîâ;
— îãðàíè÷èòü ïîòðåáëåíèå ñâîáîäíûõ ñàõàðîâ;
— åæåäíåâíî óäåëÿòü íå ìåíåå 60 ìèíóò ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè îò óìåðåííîé äî âûñîêîé èíòåíñèâíîñòè, êîòîðàÿ ñîîòâåòñòâóåò ðàçâèòèþ è îõâàòûâàåò ðàçíîîáðàçíûå çàíÿòèÿ. Äëÿ êîíòðîëÿ âåñà ìîæåò òðåáîâàòüñÿ áîëåå èíòåíñèâíàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü.
Ðåêîìåíäàöèè íà óðîâíå îáùåñòâà
Äëÿ ñäåðæèâàíèÿ ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé íåîáõîäèìû óñòîé÷èâàÿ ïîëèòè÷åñêàÿ ïðèâåðæåííîñòü è ñîòðóäíè÷åñòâî ìíîãî÷èñëåííûõ ó÷àñòíèêîâ â ãîñóäàðñòâåííîì è ÷àñòíîì ñåêòîðå.
Ïðàâèòåëüñòâà, ìåæäóíàðîäíûå ïàðòíåðû, ãðàæäàíñêîå îáùåñòâî, ÍÏÎ è ÷àñòíûé ñåêòîð èãðàþò âàæíóþ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè çäîðîâîé îêðóæàþùåé ñðåäû è îáåñïå÷åíèè ïðèåìëåìîé ñòîèìîñòè è äîñòóïíîñòè áîëåå çäîðîâûõ âàðèàíòîâ ïèòàíèÿ äëÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ. Ïîýòîìó, öåëüþ ÂÎÇ ÿâëÿåòñÿ ìîáèëèçàöèÿ ýòèõ ïàðòíåðîâ è èõ ïðèâëå÷åíèå ê îñóùåñòâëåíèþ Ãëîáàëüíîé ñòðàòåãèè ïî ïèòàíèþ, ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè è çäîðîâüþ (ÏÔÀÇ).
ÂÎÇ îêàçûâàåò ïîääåðæêó â îïðåäåëåíèè äåéñòâèé, èõ îñóùåñòâëåíèè, ìîíèòîðèíãå è ëèäåðñòâå. Äëÿ óñòîé÷èâîãî ïðîãðåññà íåîáõîäèì ìíîãîñåêòîðàëüíûé ïîäõîä — îí ñïîñîáñòâóåò ìîáèëèçàöèè ýíåðãèè, ðåñóðñîâ, îïûòà è çíàíèé âñåõ ãëîáàëüíûõ ó÷àñòíèêîâ.
Ðîëü ðîäèòåëåé
Îáåñïå÷åíèå çäîðîâîãî ïèòàíèÿ è ñîäåéñòâèå ðåãóëÿðíîé íàäëåæàùåé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè ôàêòîðàìè â áîðüáå ïðîòèâ ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé.Ðîäèòåëè ìîãóò ïîâëèÿòü íà ïîâåäåíèå ñâîèõ äåòåé, ïðèîáðåòàÿ äëÿ äîìà çäîðîâûå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ è íàïèòêè, à òàêæå îáåñïå÷èâàÿ, ïîääåðæèâàÿ è ïîîùðÿÿ ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü.
Îäíîâðåìåííî ñ ýòèì ðîäèòåëÿì ðåêîìåíäóåòñÿ âåñòè è óêðåïëÿòü çäîðîâûé îáðàç æèçíè, òàê êàê ïîâåäåíèå äåòåé ÷àñòî ôîðìèðóåòñÿ íà îñíîâå íàáëþäåíèÿ è àäàïòàöèè.
Ïðåäëîæåíèÿ äëÿ îáåñïå÷åíèÿ çäîðîâîãî ïèòàíèÿ äîìà
Äëÿ äåòåé ãðóäíîãî è ðàííåãî âîçðàñòà:
— ïðîâîäèòü èñêëþ÷èòåëüíîå ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå;
— èçáåãàòü äîáàâëåíèÿ ñàõàðîâ è êðàõìàëîâ ïðè êîðìëåíèè äåòñêèìè ñóõèìè ñìåñÿìè;
— ïðèíèìàòü ñïîñîáíîñòü ðåáåíêà ðåãóëèðîâàòü ïîòðåáëåíèå ýíåðãèè è íå íàñòàèâàòü íà òîì, ÷òîáû îí ñúåäàë âñå, ÷òî ëåæèò íà òàðåëêå;
— îáåñïå÷èâàòü ïîòðåáëåíèå íàäëåæàùèõ ïèòàòåëüíûõ ìèêðîýëåìåíòîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ îïòèìàëüíîãî ðàçâèòèÿ.
Äëÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ:
— ïðåäîñòàâëÿòü çäîðîâûé çàâòðàê ïåðåä óõîäîì â øêîëó;
— ïðåäîñòàâëÿòü â øêîëüíûõ áóôåòàõ çäîðîâóþ åäó (öåëüíîå çåðíî, îâîùè, ôðóêòû);
— ñîäåéñòâîâàòü ïîòðåáëåíèþ ôðóêòîâ è îâîùåé;
— îãðàíè÷èâàòü ïîòðåáëåíèå âûñîêîêàëîðèéíûõ ïðîäóêòîâ ñ íèçêèì ñîäåðæàíèåì ïèòàòåëüíûõ ìèêðîýëåìåíòîâ (íàïðèìåð, ãîòîâûõ çàêóñîê â óïàêîâêàõ);
— îãðàíè÷èâàòü ïîòðåáëåíèå ñëàäêèõ ïðîõëàäèòåëüíûõ íàïèòêîâ;
— îðãàíèçîâûâàòü îáåäû/óæèíû â ñåìåéíîì êðóãó;
— îãðàíè÷èâàòü âîçäåéñòâèå ìàðêåòèíãà (íàïðèìåð, îãðàíè÷èâàòü ïðîñìîòð òåëåâèçèîííûõ ïðîãðàìì);
— îáó÷àòü äåòåé òîìó, êàê íå ïîääàâàòüñÿ ñîáëàçíàì è ïðîòèâîñòîÿòü ñòðàòåãèÿì ìàðêåòèíãà;
— îáåñïå÷èâàòü èíôîðìàöèþ è íàâûêè äëÿ âûáîðà çäîðîâûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ.
Ïðåäëîæåíèÿ äëÿ ñòèìóëèðîâàíèÿ ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè äîìà
— óìåíüøàòü âðåìÿ íåàêòèâíûõ çàíÿòèé (íàïðèìåð, âðåìÿ, ïðîâîäèìîå ïåðåä òåëåâèçîðîì, çà êîìïüþòåðîì);
— ïîîùðÿòü áåçîïàñíîå õîæäåíèå/åçäó íà âåëîñèïåäå â øêîëó è íà äðóãèå îáùåñòâåííûå ìåðîïðèÿòèÿ;
— ñäåëàòü ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü ÷àñòüþ åæåäíåâíîé æèçíè ñåìüè, âûäåëèâ âðåìÿ äëÿ ñåìåéíûõ ïðîãóëîê èëè ñîâìåñòíûõ àêòèâíûõ èãð;
— ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ñîîòâåòñòâîâàëà âîçðàñòó, è îáåñïå÷èòü çàùèòíûå ïðèñïîñîáëåíèÿ, òàêèå êàê øëåìû, íàïóëüñíèêè, íàêîëåííèêè.
Ðîëü øêîë
Äëÿ áîðüáû ïðîòèâ ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé íåîáõîäèìî ñòèìóëèðîâàòü çäîðîâîå ïèòàíèå è ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü â øêîëàõ.
 ñâÿçè ñ òåì, ÷òî äåòè è ïîäðîñòêè ïðîâîäÿò çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü ñâîåé æèçíè â øêîëå, îêðóæàþùàÿ èõ â øêîëàõ ñðåäà ÿâëÿåòñÿ èäåàëüíîé ñðåäîé äëÿ ïðèîáðåòåíèÿ çíàíèé è íàâûêîâ â îòíîøåíèè çäîðîâîãî âûáîðà è ïîâûøåíèÿ óðîâíåé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè.
ßâëÿÿñü ïðèìåðîì äëÿ ïîäðàæàíèÿ, ó÷èòåëü ìîæåò îêàçûâàòü äëèòåëüíîå âîçäåéñòâèå íà îáðàç æèçíè ó÷àùèõñÿ.
Ðåêîìåíäàöèè äëÿ îáåñïå÷åíèÿ çäîðîâîãî ïèòàíèÿ â øêîëàõ
— îáåñïå÷èòü ñàíèòàðíîå ïðîñâåùåíèå ñ òåì, ÷òîáû ó÷àùèåñÿ ìîãëè ïðèîáðåñòè çíàíèÿ, óñòàíîâêè, óáåæäåíèÿ è íàâûêè, íåîáõîäèìûå äëÿ ïðèíÿòèÿ èíôîðìèðîâàííûõ ðåøåíèé, âûáîðà çäîðîâûõ ôîðì ïîâåäåíèÿ è ñîçäàíèÿ óñëîâèé, áëàãîïðèÿòíûõ çäîðîâüþ;
— îáåñïå÷èòü áîëåå øèðîêèé äîñòóï ê çäîðîâûì ïðîäóêòàì ïèòàíèÿ â øêîëàõ â ðàìêàõ øêîëüíûõ ïðîäîâîëüñòâåííûõ ïðîãðàìì (íàïðèìåð, çàâòðàêè, îáåäû è/èëè çàêóñêè ïî ñíèæåííûì öåíàì);
— óñòàíàâëèâàòü òîðãîâûå àâòîìàòû òîëüêî â ñëó÷àå ïðîäàæè çäîðîâûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ, òàêèõ êàê âîäà, ìîëî÷íûå ïðîäóêòû, ñîêè, ôðóêòû è îâîùè, ñýíäâè÷è è çàêóñêè ñ íèçêèì ñîäåðæàíèåì æèðîâ;
— îáåñïå÷èòü, ÷òîáû ïèùåâûå ïðîäóêòû, ïðåäîñòàâëÿåìûå â øêîëàõ, ñîîòâåòñòâîâàëè ìèíèìàëüíûì ñòàíäàðòàì ïèòàíèÿ;
— îáåñïå÷èâàòü, ÷òîáû øêîëüíûå ìåäèöèíñêèå ñëóæáû äëÿ ó÷àùèõñÿ è ïåðñîíàëà øêîë ñîäåéñòâîâàëè óêðåïëåíèþ çäîðîâüÿ è áëàãîïîëó÷èÿ, à òàêæå ïðåäîòâðàùàëè, óìåíüøàëè, êîíòðîëèðîâàëè è ëå÷èëè âàæíûå ïðîáëåìû èëè íàðóøåíèÿ çäîðîâüÿ ó÷àùèõñÿ è ïåðñîíàëà øêîë è íàïðàâëÿëè èõ ê ñîîòâåòñòâóþùèì ñïåöèàëèñòàì;
— èñïîëüçîâàòü øêîëüíûå ñàäû äëÿ ðàçâèòèÿ çíàíèé î ïðîèñõîæäåíèè ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ;
— ñîäåéñòâîâàòü ïðèâëå÷åíèþ ðîäèòåëåé.
Ðåêîìåíäàöèè äëÿ ñòèìóëèðîâàíèÿ ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè â øêîëàõ
— ïðåäëàãàòü åæåäíåâíûå ðàçíîîáðàçíûå çàíÿòèÿ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé ñ ó÷åòîì ìàêñèìàëüíîãî êîëè÷åñòâà ïîòðåáíîñòåé, èíòåðåñîâ è ñïîñîáíîñòåé ó÷àùèõñÿ;
— ïðåäëàãàòü îáùåñòâåííûå ìåðîïðèÿòèÿ: øêîëüíûå ñïîðòèâíûå çàíÿòèÿ è øêîëüíûå ïðîãðàììû íåñîðåâíîâàòåëüíîãî õàðàêòåðà (íàïðèìåð, àêòèâíûå çàíÿòèÿ â ïåðåðûâàõ ìåæäó óðîêàìè);
— ïîîùðÿòü áåçîïàñíûå íåìîòîðèçîâàííûå ñïîñîáû ïåðåäâèæåíèÿ â øêîëó è íà äðóãèå îáùåñòâåííûå ìåðîïðèÿòèÿ;
— îáåñïå÷èòü äîñòóï ó÷àùèõñÿ è ñîîáùåñòâà ê íàäëåæàùèì ìåñòàì è îáîðóäîâàíèþ äëÿ ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè;
— ïîîùðÿòü ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü ó÷àùèõñÿ, ó÷èòåëåé, ðîäèòåëåé è ñîîáùåñòâà.
Источник